Философия и зеркало природы

Философия и зеркало природы
        «ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ» («Philosophy and the Mirror of the Nature») — книга амер. философа Ричарда Рорти, изданная в 1979 в Принстоне (рус. пер. Новосибирск, 1997 представляет собой собрание очерков, подготовленных в период с 1974 по 1979), частично опубликованных, а частично написанных заново. В них обсуждается довольно широкий крут тем — сознание, язык, личность, объяснение в психологии, герменевтика, роль философии в культуре и др., — но сквозной является тематика эпистемологии. Весь материал подчинен одной цели: доказательству ложности представления о том, что философия может быть отражением каких-то черт реальности.
        Основные атаки Рорти направлены против фундаментализма — точки зрения (ее отстаивали все эмпирики, в том числе неопозитивисты), согласно которой знание может быть обосновано или подтверждено совокупностью базовых высказываний, уже не требующих оправдания какими-либо основаниями. Опираясь на аргументы философов-аналитиков (Н. Гудмена У Куайна, У Селларса, Д. Дэвидсона) о «мифе данного» и об отсутствии у знания твердых оснований, а также на тезис Л. Витгенштейна о языке как границе мысли, он развивает социо-линвистический вариант «эпистемологического бихевиоризма»: эпистемологические утверждения, считающиеся базисными, подтверждаются только ссылками на др. контекстуально зависимые системы высказываний. Мы принимаем высказывания или верования за «истинные» или «ложные», руководствуясь прагматическими критериями полезности, успешности, контроля, предсказательности в контексте широко понимаемой социальной практики и коммуникации. Объектом критических атак Рорти является репрезентативизм, предполагающий, что главная функция языка состоит в презентации или изображении тех или иных сторон объективно существующей реальности. Эта ложная посылка о языке, считает он, повинна в создании любых видов метафизики — как идеалистических, так и материалистических. Невозможность подведения под знание фундамента, по Рорти, означает исчезновение почвы под ногами не только у философии, но и у науки. Последняя не описывает реальность, а с помощью метафорических картин приспосабливается к ней; ее язык успешен только для прагматических целей предсказания и контроля. В свете этого различие между естествознанием и математикой, с одной стороны, и гуманитаристикой, с др., несущественно; и одно, и др. — лишь разные языки, изобретенные для меняющихся целей. Общий его вывод — философию следует лишить высокого гносеологического статуса, на который ее возвела платоновско-декартовско-кантовская традиция.
        Рорти прошел школу аналитической философии и, обратившись к ее метафилософскому прочтению, сделал вывод, что суть позитивистских новаций состоит не столько в «повороте к языку», сколько в осознании того, что проблемы философии порождены языком: то, что принимается людьми за «философскую проблему», в действительности есть «продукт бессознательного принятия посылок, встроенных в словарь, в рамках которого эта проблема формулируется» (Р. XIII). И в книге «Ф. и з. п.», и в последующей книге «Последствия прагматизма» («Consequences of Pragmatism», 1982) он защищает тезис, что проблемы философии не имеют объективного предметного значения: дихотомии духовное—телесное, субъект—объект, истина— мнение и др., считающиеся естественными, в действительности порождены лингвистической практикой. Проблема сознания, напр., была «изобретена» Р. Декартом, положившим начало языковой игре о «духовной и телесной субстанциях», а наша так называемая интуиция о наличии в нас чего-то ментального, «возможно, является только готовностью включиться в специфическую языковую игру» (Р. 22). И. Кант надолго вовлек людей в поиск универсальных оснований морали, в то время как моральные нормы суть просто лингвистически оформленные правила общежития, возникающие в результате приспособления к природной и социальной среде. Историки мысли, изображавшие ход философии в виде безличной логики идей, тоже создавали иллюзию: на самом деле имели место только случайные эпистемологически несоизмеримые высказывания одних людей и реакция на них др. Поэтому реальная презентация интеллектуальной истории возможна на основе исторического номинализма, а не реализма. Рорти предлагает радикально секуляризировать философию, т.е. освободить ее от любых транскультурных подпорок. Творчество У Джеймса, Д. Дьюи, Ф. Ницше, 3. Фрейда, Витгенштейна, М. Хайдеггера, а также символы современной философии — «смерть Бога», «забвение бытия», «деконструкция» и др., — пишет он, кладут конец европейской традиции исторического самоописания в сопряжении с некой внечеловеческой реальностью.
        Книга «Ф. и з. п.» в большей мере является критической, направленной на низвержение «идеологии Истины», нежели конструктивной. В качестве позитива, или «новой философской идеологии», предлагается следующее: заменить представление о философии-как-науке представлением о философии-как-литературе; признать, что дело философии — создание метафорических образов реальности применительно к прагматическим нуждам того или иного сообщества. Исходя из метафорической сущности философии, нужно положить конец давнему колебанию философии между наукой и искусством, сблизить ее, как жанр литературной критики, с последним. Стратегией философии должен быть этноцентризм, т.е. нахождение своей самотождественности в верованиях своего сообщества; оценивать значимость ее дел следует по вкладу в солидарность, а не в объективность. Общекультурная миссия философии состоит в налаживании коммуникативного «разговора» между различными, но равноправными формами интеллектуальной деятельности — наукой, литературой, политикой, религией и др. — с целью достижения взаимного понимания и разрешения конфликтов. Развитие этих установок в дальнейшем нашло свое отражение в политических работах Рорти, в которых он критикует политический консерватизм и защищает левый либерализм («Achieving our Country. Leftist Thought in Twentieth-Century America», 1998).
        Книга «Ф. и з. п.» получила широкий отклик в США и др. странах, подогрела интерес к метафилософской тематике и вызвала разноречивые оценки. Апологеты особо выделяли аргументы, направленные против техницизма аналитической философии, и увидели в философии Рорти симптом возрождения литературно-эстетической традиции амер. мысли. Критики оценили смысл метафоризации, релятивизации и прагматизации человеческого знания как восстание против основополагающих для западной цивилизации рационалистических ценностей. Говорилось о том, что, несмотря на апелляцию к классикам прагматизма, его философская идеология является существенным отступлением от прагматизма Джеймса и Дьюи.
        Н. С. Юлина

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Философия и зеркало природы" в других словарях:

  • ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ — ’ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ’ (‘Philosophy and the mirror of nature’, 1979) работа Рорти. Книга направлена против парадигмы осуществимости выработки корректной ‘теории познания’ и как следствие против философии, рассматриваемой как отличное от… …   История Философии: Энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ — ( Philosophy and the mirror of nature , 1979) работа Рорти. Книга направлена против парадигмы осуществимости выработки корректной теории познания и как следствие против философии, рассматриваемой как отличное от других областей знание, в основе… …   История Философии: Энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — область философии, исследующая природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания. В своем исследовании научного знания Ф.н. опирается на те или иные гносеологические… …   Философская энциклопедия

  • ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — – Примыкая в самый начальный период к философии поздней античности, франц. философия рано нашла свой оригинальный образ мышления и изложения. Для нее характерна ясность мышления, она всегда была тесно связана с общественной и политической жизнью… …   Философская энциклопедия

  • РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — совокупность философских идей, образов, концепций, присутствующих во всем контексте отечественной культуры, начиная с ее возникновения до сего дня. Генезис отечественной культуры и возникшей в ее лоне протофилософской мысли уходит в глубины… …   Философская энциклопедия

  • ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — с самого начала была и осталась философией религии. Чистое истолкование Библии и собрание божественных законов, фиксированных в Галахе (новоевр. – руководящее начало) и углубленных благодаря Поучительным текстам к Гаггаде (древнеевр. – рассказ,… …   Философская энциклопедия

  • МЕТАФОРА ОПТИЧЕСКАЯ —         или визуальная (от visus, лат., зрение, вид, зрелище); метафора зеркала феномены, выполняющие особые функции в познании и языке, искусстве и науке, религии и философии культуре в целом. Существующие зрительные мифологемы включают… …   Энциклопедия культурологии

  • Рорти Ричард — Неопрагматизм Ричарда Рорти Жизнь и сочинения     Ричард Рорти родился в Нью Йорке в 1931 г. В молодости на него, как и на многих американцев, значительное влияние оказал Дьюи «философ демократии», как его называли. Встреча с аналитической… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… …   Философская энциклопедия

  • РОРТИ — (Rorty) Ричард (р. в 1931) американский философ. После 15 лет преподавания в Принстоне Р. с 1983 профессор гуманитарных наук университета штата Виргиния (Шарлотгсвиль). Основные сочинения: ‘Философия и зеркало природы’ (1979), ‘Значение… …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»